В начало » Культура

В космос и обратно

29 Май 2013 Один комментарий

61340728

Трагикомедия «Фантазии Фарятьева» в постановке московского режиссёра Сергея Тюжина на сцене Смоленского Камерного театра воспринимается главным театральным событием завершающегося сезона, и не только для Камерного театра. Скорее всего, событием нескольких последних сезонов для профессиональных театров Смоленска.

Живой спектакль, заставляющий остро сопереживать его героям, думать, спорить, вновь и вновь возвращаясь к увиденному. Праздник! Событие! Торжество сценического искусства!
Одноимённая пьеса была написана Аллой Соколовой в 1976 году, тогда же её поставил Сергей Юрский на сцене ленинградского БДТ. События спектакля разворачиваются в провинциальном украинском городке. Главная героиня Александра, только что пережившая разрыв с любимым человеком, вынуждена зарабатывать частными музыкальными уроками. В её жизни появляется врач-стоматолог Фарятьев, чудаковатый и неловкий человек. Он объясняется Александре в любви. Родные Александры настаивают на том, что она должна выйти за него замуж, но она никак не может обрести душевное равновесие и решить, как жить дальше. Такова общая канва событий, главная тема спектакля –
природа любви, её истоки и суть. Сценография Людмилы Пономарёвой делит сцену на две неравные части, большая –
квартира мамы Александры и Любы, меньшая – Павлика Фарятьева и его тети. Интерьер того и другого жилья передаёт тесноту «хрущёвок», приобщает современного зрителя к их бытовым особенностям. Все это работает на сюжет, но главный сценографический сюрприз Людмилы Пономарёвой откроется только в финале, когда мысль Фарятьева о космосе любви становится неопровержимой для героев спектакля и камнем преткновения для зрителей.
Спектакль одноактовый, долго сомневаешься в жанровом определении, указанном на программке – «трагикомедия». Откуда быть элементам трагедии там, где все так друг друга любят! Стремятся друг друга понимать, заботятся друг о друге. Среди героев спектакля нет источника зла, откуда ж быть трагической составляющей? Вот комедия, это да! С первой мизансцены, когда неловкий, длинный, с крючковатым носом Фарятьев (Олег Марковкин) объясняется в любви Александре (Татьяна Михальченко). Актёр столь естественно неловок, зажат, стеснителен и юн, что просто невозможно представить его другим. С отрешённым взглядом, полном даже не боли, а смертельной пустоты, каким мы и увидим его в финале спектакля. Но это произойдёт не сразу, актёр филигранно вытачивает роль: наивная восторженность, предвкушение счастья, радостные разговоры – хлопоты. Эмоциональных оттенков в рисунке роли много, и все они сделаны актёром точно, естественно, и со стороны –
легко. Это же можно сказать обо всех участниках спектакля, каждая роль уникальна по исполнительской точности, даже затрудняешься с определением главного героя. Александра в исполнении Татьяны Михальченко приковывает внимание зала. Она раздавлена недавним разрывом с любимым, это некто Бедхудов, на именинах которого Фарятьеву и показалось, будто Александра как-то по-особому его отметила, что вызвало ураган ответного чувства у молодого человека. Остальное – дело его фантазии, движений его сердца и веры в неземное происхождение любви. Исход один – жениться! Вот Александра наотрез отказывает юноше, вот она в сомнении останавливает юношу, тем самым даря неисправимому идеалисту надежду, вот – без пяти минут невеста. Раздавленная неудачей женщина на глазах зала обретает второе рождение. Все оттенки внутренних перемен сыграны легко, естественно. С развитием сюжета младшая сестра Александры Люба вдруг начинает восприниматься главной героиней. И вновь радуешься. Безукоризненна работа актрисы Марии Вилюновой, воплотившей эту героиню. Вот она – просто младшая любящая сестра, вот – бунтующий подросток и так далее вплоть до крушения, космос её любви не оправдал надежд, а был так близок, так ощутим… Засл. арт. РФ Татьяна Курилова воплотила любящую мать, женщину, умудренную опытом, одна её фраза: «Зубной врач для любой семьи – настоящий клад» – не оставляет сомнений в её отношении к какому-то бы то ни было космосу. Своими предсвадебными хлопотами она может всё испортить, начинаешь воспринимать её как источник обещанной трагедийности, но – нет. А вот тётя Фарятьева (Алёна Шопот) воплощение доброты, открытости, заботы, самоотдачи. Идеально сыгранная роль. Спектакль захватывает и не отпускает. Часто герои говорят почти шёпотом, но тишина висит в зале прямо хрустальная, слышно каждое слово, любой его оттенок – так заворожён зритель происходящим на сцене. Вспыхивание звёздного космоса над залом в финале спектакля органично с развитием сюжета и его грустным финалом, но воспринимается скорее как заслуженный эквивалент соцветию талантов, создавших и воплотивших спектакль «Фантазии Фарятьева». Призывающий думать, ценить и прощать, как бы трудно это ни было.

Александр Березнев

Один комментарий »

  • Мария Парамонова said:

    Спасибо, Александр Дмитриевич, за подробную характеристику перевоплощений героев спектакля «Фантазии Фарятьева». Согласна с Вами по поводу жанра, режиссер пожелал сохранить название и жанр пьесы Аллы Соколовой, выразив таким образом уважение к автору. В образе Любы, младшей сестры Александры, всё же видится надежда на воплощение фантазии Фарятьева.
    Ведь её имя — Любовь, она гладит руку Фарятьева и понимает его.
    Зритель может сам домыслить, что будет, когда Фарятьев проснется.
    Земля продолжает вращаться, звезды сверкают, и я (для себя)сохраняю возможность того, что пробудившись, близорукий Фарятьев узнает свою Любовь. Но, конечно, не исключено и обратное…

Оставьте комментарий!

Оставьте ваш комментарий или trackback со своего сайта. Вы можете подписаться на новые комментарии через RSS.

Придерживайтесь темы записи. Никакого спама!

Вы можете использовать следующие тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>