Андрей Иванов: «Песни приходят свыше»

Гостем очередного выпуска авторской программы Сергея Новикова «Диалоги» (телеканалы «ОТР» и «Регион­67») стал автор и исполнитель, лауреат и дипломант многочисленных конкурсов авторской песни Андрей Иванов. Предлагаем вашему вниманию газетный вариант этой беседы.

– Здравствуйте, Андрей Владимирович.

– Здравствуйте.

– Я Вас приветствую в программе «Диалоги». Очень рад с Вами познакомиться. А поводом для приглашения стал диск, который называется «Жестокая память». Здесь песни на стихи Александра Твардовского.

– Да, он записан к  100­летию нашего великого земляка. Так получилось, что еще в 2008 году я записал диск на стихи Александра Сергеевича Пушкина. Кто­то его услышал, кто­то переписал, кому­то понравилось. Какой­то резонанс пошел. И ко мне обратились с просьбой – можно ли сделать такой диск. Я, если честно, опешил, потому что никогда не писал песни на заказ. Поэтому взял паузу. И стал смотреть. Ну что я знал? Конечно,  «Теркина» знал, и многое наизусть. Стал смотреть дальше – «За далью даль», «Страна Муравия». Стал читать эти поэмы. Но всё как­то не шло… Я не видел еще человека. Тогда я стал биографию Твардовского изучать, воспоминания о нем. И вот вычитал, что сынок умер у него. Последние о сыне его воспоминания: он уезжает, а сынок бежит за машиной. Бабушке оставил его. Приехал, а сынок умер. И образ Твардовского стал как­то ближе и человечнее. Мы до сих пор исполняем эти песни на концертах, потому что здесь настолько сильные стихи, настолько они цепляют и меня до сих пор, и моих музыкантов, что и зрителям это передается.

– Вы записывали здесь, в Смоленске?

– Да, в Смоленске, у Саши Черненкова. Это один из самых дорогих моих друзей. Прекраснейший музыкант.

– Он и звукорежиссер, и гитарист.

– Он играет на всём, на чем можно играть.

– Хорошо. Давайте немножко о Вас. Вы родись в Рудне в 1971 году. Гитара пришла в школе?

– Это Бог мне подарил гитару. Вы не поверите. Я не знаю, как жизнь моя сложилась бы, не будь этой ситуации. Я был подростком, классе в пятом или шестом. Мы с младшим братом гуляли рядом с железнодорожной насыпью, и он говорит: смотри – гитара в траве, и приносит мне гитару. То ли из поезда кто­то выбросил…

– То ли свыше…

– Да, это просто удивительно. Я принес эту гитару в свою компанию – девчонки, мальчишки, погодки мои… Мне говорят – надо ее настроить. Как настроить? Надо колки все ровненько поставить. Раз, поставил, дрынь – играет! И первый концерт уже в этот день. Вот так гитара пришла. Потом нашлись люди, которые мне показали аккорды первые. А я, надо сказать, был к тому времени уже большим меломаном. У родителей был магнитофон «Снежеть», такой старинный, с бобинами. И всякая музыка играла. А мне очень нравился Высоцкий. С самого детства я любил его слушать. И сейчас люблю. И на эту благодатную основу и «упала» гитара. Мне показали аккорды, показали, как настраивать гитару, и в школе я организовал свой первый школьный ансамбль. Мы плохо играли, не умели, но делали это очень весело.

– А почему в музыкальную школу не пошли?

– Я пробовал.

– Не приняли?

– Приняли. Один день отучился и понял, что не смогу я все эти крючки изучать… Мне это непонятно.  Но, кстати, в армии мне попался самоучитель, и я всё­таки выучил ноты уже во взрослом возрасте.

– После школы Вы поступили в Смоленский институт физической культуры…

– Я мечтал быть тренером. Мне нравился мой вид спорта – вольная борьба. Мне кажется, что это один из самых честных видов спорта. Кто выиграл – это сразу видно. После института я отработал тренером в Рудне года два, у меня уже были мальчишки – чемпионы области. Мы встречаемся, они помнят меня до сих пор и всё мечтают, что я вернусь. Я говорю – подождите, на пенсию выйду, тогда приду.

– В каком году Вы закончили?

– В 1992­м.

– В криминал не звали?

– Звали. Так получилось, что у нас половина группы, как говорится, менты, половина жулики, но не прельщало меня ни то, ни другое. У меня, наверное, слишком мягкий характер. Я «колбасноугощательный», а не «вениковыгонятельный». Мне нравилась тренерская работа, но зарплату не платили. Я ушел на таможню и с тех пор уже больше двадцати лет там работаю.

– Вы упомянули диск на стихи Александра Сергеевича Пушкина. Я хочу сказать Вам за это отдельное спасибо, потому что сейчас у нас такое необразованное поколение растет – я не про гаджеты или IT, это всё понятно, – я о литературе, о музыке. Ничего­то они не знают. И про Пушкина тоже. Кто это такой? И вот я думаю, что молодой человек, прослушав этот диск, поймет, как современен Пушкин, но именно в Вашем исполнении, потому что, ну как мы привыкли: стоит оперный певец, солидный мужчина и басом: «Ах, обмануть меня не трудно, я сам обманываться рад…» И вдруг он слышит Андрея Иванова. «Это что, Пушкин?» – спрашивает парень себя. – «Это же так круто, это, оказывается, о любви. Да эту песню можно спеть своей девушке».

– И сыграть на гитаре.

– Поэтому Вы, конечно, великое дело сделали.

– Дело в том, что я не прилагал никаких особых усилий. Однажды я решил перечитать всего Пушкина, по привычке взял гитару с собой и… Надо сказать, что в любой его фразе, в любом четверостишии уже заложена мелодия. Вот как он сказал, так я и спел.

– Здесь еще тембр важен. Ваш такой молодой голос… Конечно, насыплю Вам соль на рану, я думаю, что профессионалы замечают некоторое сходство в мелодиях. Такие догадки у меня, но я же дилетант. А Ваши судьи – кто?

– Есть у меня судьи. Это мои друзья­музыканты. Я придумываю несколько новых песен и приношу им на суд: что мы будем играть, что нет. И выбираем, смотрим: это повтор, это самоповтор, вот это уже было у того­то, то есть мы что­то отметаем. Наверное, из пяти песен, которые я приношу, мы берем одну. Но зато и диск наш последний получился более профессиональным с точки зрения музыки.

– Сначала стихи всё­таки? Или по­разному?

– По­разному бывает, но чаще всего одновременно. Иногда это бывает, как медитация какая­то, играешь на гитаре, получается какая­то фраза, и она соответствует какому­то слову. Я вообще думаю, что, наверное, все песни уже написаны, просто нужно «подключиться», услышать это и сыграть. Иногда я переслушиваю старые свои вещи и удивляюсь, что это написал я.

– Арно Бабаджанян, наш великий советский композитор, когда у него спрашивали: «Откуда Вы берете эти мелодии?», говорил: «Слышу». Так что всё откуда­то приходит.

– Здесь главное – «подключиться».

– Я хочу Вам сказать, Андрей Владимирович, что в Ваших стихотворных строчках меня практически ничего не покоробило, что бывает нечасто. Поэтому я Вам предлагаю подумать над изданием поэтического сборника. Это важно. Бывают стихи, которые звучат только в песне, а есть стихи, которые и без музыки стихи, и мне кажется, у Вас их немало. Не думаю, что все сто процентов, так не может быть…

– Процентов двадцать…

– Ну уж, двадцать. Не скромничайте.

– Стихи приходят, меня не спрашивая. Вот за рулем едешь, вдруг какая­то строчка появляется, приедешь, запишешь.

– Вся жизнь Ваша в Рудне прошла?

– Да.

– Рудня вообще очень богата талантами, даже если говорить о журналистике. Я знал Петра Артемовича Шпакова, он и поэт был, и великолепный журналист. И Елена Лаврухина руднянская, и Люда Стерхова, и вот сейчас Люда Азаркевич. Ну и наконец, Виктор Васильевич Кудрявцев, он и журналист, и один из моих самых любимых поэтов.

– И один из моих самых любимых поэтов тоже, очень интересный человек, который не тянет одеяло на себя, а уделяет внимание еще тем, кто рядом. Это редко бывает.

– Так, а почему же нет песен на стихи Кудрявцева?

– Должно это всё прийти само. Это нужно сесть, зачитаться, провалиться в эту «нишу»… Я про Твардовского читал – он вставал утром (утренние часы были его самые любимые) и писал, работал. Я не представляю, как это делается. У меня всё происходит спонтанно, и я отчасти дорожу этим. Так, чтобы сесть и писать, нет. Не пишется сегодня, и ладно. Напишется завтра.

– Вот Вы упомянули Владимира Семеновича Высоцкого, в этом году ему было бы 85 лет. Как Вы думаете, о чем бы он сейчас пел?

– Всё о том же. Он был человек, который пел о вечности, о тех вещах, которые незыблемы, о дружбе, о предательстве. Он в этом отношении человек был очень твердый. Он не писал на злобу дня, как мы думаем, нет. Это всё более серьезно. А что касается поздних песен – это такие вершины, которые и для любого времени, и для любых событий: «Над пропастью», «Купола», «Как засмотрится мне нынче, как задышится». Это вечные стихи.

– Это тот самый случай, когда и без музыки стихи поистине выдающиеся. И не случайно Иосиф Бродский написал «Большому русскому поэту…»

– Да, он очень высоко его ценил. Есть видеозапись, где он отзывается о Высоцком… Я всё это изучал, смотрел.

– А вообще это дорогое удовольствие – записывать диски?

– Дорогое. Но теперь мы одна группа и пользуемся у Саши Черненкова определенными привилегиями, и сейчас это гораздо дешевле.

– Это Вы лично оплачиваете?

– Да.

– Андрей, Вы компанейский человек?

– Очень компанейский. Я люблю компании, люблю друзей.

– Тогда непонятно. Я читаю названия альбомов: «Один», «Один на один», «Один из миллиона», «Один на всех». Это что такое?

(смеется) А следующий будет вообще смешно – «Один дома». Он уже почти записан. Знаете, получилось так. Я хотел не заморачиваться по поводу названий и планировал, что будут альбомы – «Один», «Два», «Три», «Четыре», «Пять». Ну что думать об этом? И сделали мы с Сашей диск «Один», а следующий был диск на стихи Пушкина. А как его назвать как не «Один на один»? Я же с Пушкиным один на один. Это мне показалось так здорово, что пришлось отменить старую концепцию.

– Я смотрю, что хоть и дорогое удовольствие, но диск за диском…

– Да не так уж и быстро это всё. Накапливается материал и часто происходит так, что некоторые песни уже записаны и вроде они в эту пластинку должны войти, а слушаешь – почему­то они лишние. Я несколько песен с последнего альбома сейчас откинул и ума не приложу, куда они дальше пойдут.

– А в Рудне часто концерты проходят, в Руднянском районе?

– Проходят, да. Но мы играли за всё это время два раза в Рудне.

– А Вы с Юрием Ивановичем Ивашкиным, главой администрации района, знакомы?

– Знаком.

– Мы­то с ним знакомы более тридцати лет, когда еще были депутатами областной Думы первого созыва. У вас есть какие­то отношения?

– Нет, мы в гости друг к другу не ходим. Встречались несколько раз.

– Я ему обязательно скажу, чтобы обратил внимание и чем­то помог вашей группе, которая называется…

– …«Андрей Иванов и группа товарищей». Кстати, это название тоже Саша Черненков придумал. Мы долгое время играли без названия. А когда у него был юбилей, он на афише не захотел писать: «Андрей Иванов, Александр Черненков…» и написал «Андрей Иванов и группа товарищей». Я говорю: «Ну ладно, пускай так и останется».

– То есть у него мании величия нет?

– Нет, у Саши нет, он лишен этого. Он поклонник музыки.

– А у Андрея Иванова?

– Это не мания величия, это желание, чтобы как можно больше людей услышали мои песни. Не для того, чтобы были какие­то привилегии или узнавали меня. Мне этого не нужно. Но то ли время пришло… Ну просятся песни, они хотят, чтобы их послушали.

– Это прекрасно. А как бардовское сообщество к Вам относится? Наше смоленское?

– Мы существуем рядом, но параллельно. Я участвую иногда и в бардовских фестивалях, там у меня много друзей, но сказать, что я бард, не могу. Я давно уже перестал суживать себя рамками. Мне это не близко. Я автор и исполнитель. Одна песня звучит как хард­рок, а другая – просто под гитару. А если я объявлю, что я рокер или бард, тогда я буду в какой­то своей стезе сидеть. Мне это неинтересно.

– Андрей Владимирович, у Вас есть такая строчка: «Я музыкант один из миллиона». Я не считаю, что Вы один из миллиона. Я считаю, что Вы тот музыкант, которого надо слышать и слушать, поэтому я Вам советую установить связи и с руководством «Губернского», и с руководством КВЦ имени Тенишевых, и с «Центром культуры», у Микешина, чтобы люди знали, что Вы есть и Вас приглашали. Что же Вы так обедняете смоленскую публику? А сейчас я хочу Вас еще раз поблагодарить за Ваше творчество.

– Спасибо Вам, что позвали. Мне было очень интересно.

– Я вспоминаю еще такую строчку из Вашего стихотворения: «Господь рассыпал скупо зерна счастья по земле»; так вот я хочу пожелать, чтобы этих зерен в Вашей жизни было больше.

– Спасибо огромное.

P.S. Видеоверсию беседы смотрите на сайте газеты «Смоленские новости» в разделе «Видео».