В начало » Культура

Не сарказм, но ирония

14 Август 2013 Нет комментариев

540bb58b

Любителям тонкой иронии есть куда зайти для знакомства с уникальными образами знаменитых современников. Речь идёт о художественной выставке работ фотографа и дизайнера Екатерины Рождественской, открывшейся в Смоленской художественной галерее.
Представлено 70 фотографий современных «звёзд» России, но не в привычном для всех облике. Беглый взгляд не сразу подметит, в чём соль экспозиции. В первые мгновения, кажется, что попал на выставку работ известнейших мастеров живописи. Кого здесь только нет! От Дюрера, Рембрандта и Леонардо да Винчи до Моне, Веласкеса, Репина и Врубеля. Но таково лишь беглое впечатление. Далее, если не читать аннотации к выставке, грядут неожиданности. Ну, во-первых, понимаешь, что оригиналы таких художников и таких работ (например, «Скорбящий демон» Врубеля), если и попадут в Смоленск, то совсем не скоро. Это пока новая галерея откроется, пока наши знаменитости поочерёдно выставят в ней свои работы… Времени на это потребуется немало. Так что до встречи с оригиналами Врубеля или Нестерова на территории Смоленска ещё нужно набраться сил дожить. Да, но что же нам представила художественная галерея? Начинаешь всматриваться и вдруг нежданно для себя и окружающих хохочешь! Вот это да! Перед тобой Эльдар Рязанов! Это он, несомненно – он! Только кто ж его так приодел?! Иль сам гениальный режиссёр и поэт вне широкой известности решился на тотальную оригинальность собственного облика с тем, что б уж ни одному Никите, включая Михалкова, не дотянуться?! Лицо любимейшего режиссера вписано в знаменитый автопортрет Ребм-рандта. Сложное впечатление. Неожиданное. Так посетителю открывается искусство Екатерины Рождественской, дочери советского поэта. Не обязательно с Э. Рязанова, наши современные знаменитости заполняют всю экспозицию! Да, но в каком невиданном для них и нас обличии. Вот А. Макаревич, лицом – несомненно – он, рок-музыкант и неплохой бард, но это же автопортрет А. Дюрера! Открытие влечёт Вас по всей экспозиции, вихрь неожиданных впечатлений мгновенно меняет оттенки настроения. Ведь кого-то из узнаваемых «звёзд» уже нет на земле. Например, Людмилы Гурченко, грустная улыбка ведёт Вас дальше. А вот Леонид Якубович. Каков?! Когда же это он успел побывать в Запорожской сечи да поучаствовать в написании казаками письма турецкому султану? Так, а кем заселена знаменитая картина Репина «Бурлаки на Волге»? Оказывается, это хор Турецкого влачит, изнемогая, согласно первоисточнику, неподъёмную баржу! Тем не менее «бурлаки» посматривают на нас явно с какой-то задней мыслишкой. Дескать, вот сейчас допишет нас под ярмом чудак из века 19-го, и мы вновь потянем груз возрождения в России еврейской духовной музыки в веке двадцать первом! А вот кисти Джордано Вазари «Лоренцо Великолепный». Мгновение – и узнаём Валерия Гергиева! Ну, кому ж и быть «великолепным» как не знаменитому маэстро! Обилие знаменитостей в знаменитостях вскоре начинает вызывать сложный конгломерат чувств. Как-то незаметно первичность смеховой стихии отходит на второй или более дальний план. Вот с полотна А. Кипренского «Полковник Давыдов» на нас глядит Илья Олейников. Кто-то возмутится. Но разве сочетание этих личностей в одном облике так уж несовместимо для наших сердец? Нет-нет, посетив эту выставку единожды, повтор неотвратим, уж больно оригинальные, непредсказуемые чувства вызывает экспозиция. Е. Рождественскую легко упрекнуть в неуважении к великому искусству, «вандализму» и проч., но, мне кажется, продуктивнее понять автора этих оригинальных работ. Само предложение взглянуть на современность сквозь призму классики, никого не вводя в обман, вне каких бы то ни было «чернух» перспективно для мысли. Здесь нет сарказма, как и попытки кого-то обидеть, оскорбить. Выставка предлагает, как минимум, подумать и улыбнуться, напоминая лично мне слова одной героини И.А. Бунина. Помните? «Э, милый мой, живите-ка, смеясь». В случае выставки – улыбаясь. Как пояснила заведующая Художественной галереей Тамара Орлова, выставка предваряет грядущий кинофестиваль «Золотой Феникс». В экспозиции можно увидеть не одно лицо актёров, ставших победителями «Золотого Феникса». По мнению Т. Орловой, экспозиция выставки многих заинтересует ещё и потому, что каждую фотографию, дополняет репродукция подлинника, с которым она совмещена. Благодаря чему посетитель может не только вспомнить ряд шедевров мирового изобразительного искусства, но и узнать, где именно они ныне хранятся.
Продлится выставка до 6 октября.

Александр Березнев

Оставьте комментарий!

Оставьте ваш комментарий или trackback со своего сайта. Вы можете подписаться на новые комментарии через RSS.

Придерживайтесь темы записи. Никакого спама!

Вы можете использовать следующие тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>